+7 (916) 734-34-60 Горячая линия
Рабочие дни, с 12 до 16

Помощь волонтеров: правила взаимодействия волонтеров и тех, кому они помогают

Да-да,  и это серьезный разговор! Все привыкли к слову «волонтер», и многие побывали волонтерами. Но все ли готовы быть ими на самом деле? Не причинить добро по неосторожности?

Опыт работы нашего проекта помощи семьям тяжелобольных людей «Соломинка»  говорит о том, что и  волонтеры с горящим сердце все-таки нуждаются в обучении и определенных навыках. Давайте разбираться.

Для кого работают волонтеры нашего проекта? Благополучатели  «Соломинки» – это люди, которые получают помощь добровольцев дома. Это может быть уборка квартиры, помощь в прогулке с инвалидом.  Даже просто привезти продукты по списку или поиграть с ребенком – тоже важная и нужная помощь волонтеров. Родственники, ухаживающие за тяжелобольными родственниками, очень нуждаются в поддержке. И они получают помощь нашего бесплатного психолога, гуманитарную помощь от фонда. Но ничто не заменить помощи волонтера, который пришел домой и готов уделить время именно вам.

Главный принцип волонтерского труда – его добровольность, и потому отношения с благополучателями, как правило, базируются на взаимном доверии, уважении и открытости. Разумеется, люди,  которым нужна  помощь волонтеров, не могут принудить его к труду, который явно не может быть выполнен этим человеком.  Например, наши волонтеры  — не медицинские работники. И они не могут выполнять медицинские манипуляции – уколы,  капельницы. Даже лекарства  бабушке волонтеру лучше не давать, чтобы не иметь неприятных последствий.. Это точно зона ответственности родственников. Наши волонтеры — не сиделки. Они не имеют навыков ухода за тяжелобольными.

Поэтому они не могут переодевать больного, менять ему памперс, мыть лежачего больного, делать перевязки. Это зона ответственности сиделок. Но посидеть с лежачей бабушкой, почитать ей, пока родственник сходит спокойно в магазин или парикмахерскую, волонтер может. Привезти продукты по списку и сбегать в аптеку, если маме не оторваться от своего ребенка-инвалида, он тоже может. О чем его можно еще попросить? Выгулять домашнего питомца. Поиграть с детьми пока мама займется домашними делами. Реально помочь в уборке, привести в порядок участок, если это частный дом. Все это зоны ответственности волонтера, если его об этом попросят. И последнее – важный фактор.

Николай А.: «Я с большим воодушевлением занимался добровольческим трудом. С удовольствием стал работать и в проекте «Соломинка». Волонтерские обязанности у нас в Ярославле мне привычны. Я знаю куда бежать за продуктами, если меня попросят, а где дешевая аптека. Но вот я наткнулся на ситуацию, когда мне реально пришлось решать – отказаться или сделать. И, знаете, я отказался. Когда меня позвали помочь в семье, я пошел, как всегда. Я был готов посвятить пару часов своего выходного доброму делу. Я сходил в магазин, я помыл пол, я вижу старые люди, дед лежачий. Помочь нормально. Но когда жена, ухаживающая за ним, попросила посидеть с ним весь завтрашний день, чтобы съездить к внукам, я отказался. Дедушка лежачий, он нуждается в лекарствах по времени, а если я ему не то дам? А памперсы? Я вот не готов, вы меня простите. А если ему станет плохо? Я не родственник! Но я твердо знаю, что не надо делать то добро, которое может обернуться  мягко говоря, неприятностями!»

Есть и некоторые аспекты в помощи волонтеров семьям с детьми – инвалидами. Тут очень важно понять, что мы помогаем семье, а не ребенку. У ребенка есть родители. Но помочь этим родителям можно. Можно убраться, сбегать в магазин или аптеку. Поиграть с ребенком, если кто-то из родителей этого ребенка остается дома.

Чего нельзя делать? Оставаться с несовершеннолетним инвалидом у него дома одним. Если мама одна и ее надо отпустить в парикмахерскую на час-другой, попросите одеть ребенка, и вы погуляете с ним неподалеку от парикмахерской. Тогда, если у ребенка начнется эпи приступ, вы сможете сразу позвать маму. Если его надо будет переодеть, так же надо позвать маму. Волонтер не должен делать с ребенком – инвалидом ничего, что может повредить ему. Так же надо помнить и о том, что, не оставаясь в доме, волонтер не сможет навлечь на себя подозрение в каких-то неблаговидных поступках.

Оксана: «Я посещала одну семью с ребенком – инвалидом. И очень привязалась к этой маленькой девочке, часто ее навещала. Приносила игрушки от фонда, играла с ней иногда. Однажды ее мама попросила меня погулять с ней, пока она уберется в доме. Я была только рада помочь. Но случилось так, что внезапно девочка стала громко плакать, она просто заходилась в истерическом плаче. Я не могла ее успокоить. И на меня стали уже оглядываться. Хорошо, что ее мама была недалеко. Я бегом  вернулась домой. А девочка уже не плакала, она уже закатила глаза. Хорошо, что мама сразу смогла провести все необходимые действия. И они оказались вполне себе медицинскими, я бы не справилась. С тех пор я никогда не остаюсь в семье с ребенком – инвалидом одна, если неподалеку нет родителей»

И. конечно, мы всегда, работая с волонтерами, учим их, что нельзя разглашать персональную информацию о детях и родителях, а также публиковать фотографии подопечных в интернете. Это неэтично и  незаконно. И, конечно, может нанести вред как семье, так и фонду, от которого работает волонтер.

Проект «Соломинка — каждодневная работа, которая требует времени и средств. Средств на оплату работы психолога, работающего с семьями, средств на бензин, чтобы привезти продукты, средств на сами продукты и средства гигиены. Спасибо Фонд президентских грантов за поддержку, спасибо всем людям, благодаря которым мы можем помогать тем, кто без нас просто не выживет в прямом смысле слова.
Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и помогите людям.

Если вы хотите стать волонтером, пожалуйста, напишите на почту info@admil.ru или позвоните по телефону +7 (495) 741-77-27

Хочу помочь