+7 (916) 734-34-60 Горячая линия
Рабочие дни, с 12 до 16

Плюсы и минусы сборов самостоятельных и через благотворительный фонд

На днях через нашего психолога мне передали вопрос от мамы ребенка с тяжелым аутизмом и другими проблемами со здоровьем: может ли она самостоятельно открыть сбор средств, не обращаясь в фонд?

Конечно, как руководитель благотворительного фонда «Адреса милосердия» я всеми руками и ногами за сборы именно через фонды, но лет пятнадцать назад, до прихода в профессиональную благотворительность, я была активным участником благотворительности стихийной, сетевой, довольно таки дикой, поэтому могу ответить на вопрос этой мамы, учитывая оба ракурса и описывая плюсы и минусы всех способов.

Короткий ответ: Да, может.

Отлично, если родители больного ребенка (в данном случае пишу «ребенок» весьма условно, ведь речь может идти и о взрослом больном) занимают активную позицию, ибо «под лежачий камень вода не течет». И очень многие люди так и делают — пытаются собирать деньги самостоятельно и иногда даже преуспевают.


Что для этого нужно: создать страницу сбора в соцсетях, где внятно описать ситуацию, обосновать сумму для сбора, выложить хорошие фотографии ребенка и подтверждающие медицинские документы и, допустим, выставленный счет за что-то требуемое, но, внимание! Со 100% уверенностью могу утверждать, что эту историю и документы тут же слижут мошенники и откроют фальшивые сборы уже на свои карты, и этих денег Вы не увидите никогда. Поэтому, железное правило: маркируете любые выкладываемые в сеть документы и фото так называемыми «водяными знаками», причем так, чтобы их было невозможно (или очень сложно) убрать в какой-нибудь редакторской программе.

Продвижением странички Вы тоже занимаетесь сами. Если это группа в ВК, то, желательно, каждый день приглашаете в нее новых людей, при этом будьте готовы отвечать на вопросы, также столкнуться с хейтом, тупым троллингом, непрошеными иногда совершенно безумными советами. Важно: нужно поддерживать жизнь в группе или на страничке, регулярно пишите новости, даже если особых новостей нет. Потенциальные жертвователи из просто прохожих постепенно станут вовлеченными в жизнь нуждающегося в помощи, будут больше сочувствовать, может быть, кто-то из этих июлей даже станет Вашими бесплатными активистами и помощниками по продвижению странички и поиску помощи.



Финансовая часть, важная! С одной стороны, надо предоставить людям больше разных способов оказать Вам помощь (кому-то удобнее перевести СБП по номеру телефона, кому-то по номеру карты), с другой, побеспокоиться о финансовой безопасности, потому что интернет наводнен мошенниками, и вы не раз получите в личку просьбу дать Вам к номеру карты срок действия карты и cvc код, чтобы Вам могли якобы перевести крупную сумму.

Еще вариант обмана: Вас обещают полностью оплатить лечение, но для этого нужно заплатить комиссию за крупный перевод. Выглядит бредом? согласна. Если хотят помочь, то не будут просить сперва оплатить комиссию. Но столько людей на моей памяти повелось на этот трюк.

Еще один совет: ведя сбор на карту, старайтесь сразу перекидывать деньги на безопасный счет, с которого сложнее украсть деньги. Мошенники постоянно совершенствуют свои приемы, а сборы на огромные суммы в интернете притягивают их, как магнит.

На моей памяти ужасный случай, когда муж на карту вел сбор на лечение своей молодой жены Елены с буллезным эпидермолизом, переродившимся в рак кожи с метастазами, девушка мужественно проходила дорогостоящее лечение в Израиле, ей ампутировали ногу, люди, тронутые этой историей, суммарно пожертвовали многомиллионную сумму, и в один черный день карта была взломана и средства безвозвратно исчезли. И это потрясение и невозможность вовремя оплатить лечение ускорили смерть Елены.

Другой аспект сбора денег на собственную карту: вам придется чуть ли не ежедневно публиковать отчет о поступлениях и неустанно благодарить дарителей.

Буквально так: 1 марта поступило 500 руб от Василия Т. Спасибо!
2 марта пришло 300 рублей от Агриппины Савишны, спасибо! И снова и снова писать, собрано 800 руб, осталось собрать 999 200 руб, чередуя это с новостями, отчетами, благодарностями, параллельно с расширением аудитории и общением с растущей группой поддержки.

Несомненно, сбор средств в сети — очень волнующий процесс, по пути могут встретиться прекрасные люди и действительно толковые помощники. Часто группа превращается в такой стихийный неформальный как бы фонд, посвященный одному ребенку: один помощник берет на себя роль админа и следит за порядком в группе, второй рисует листовки, третий веером рассылает обращения в фонды, четвертый устраивает акции или добавляет новых людей в группу. Огромный минус самостоятельного сбора кроме объема работы и риска пострадать от мошенников, это обязательная эмоциональная составляющая, ведь такие сборы ведутся на эмоциях, и зачастую ведущие страничек — сами родственники или добровольцы с опытом ведения сетевых сборов — превращают доброе дело в токсичную машину по выбиванию слез… Что в ближайшей перспективе ведет, напротив, к отторжению публики от идеи помогать кому-либо.
Кроме того, при сборе на личные карты налоговая может посчитать это как доход, и вам придется заплатить налоги с собранной суммы.
Ваши жертвователи не смогут попросить налоговый вычет на сумму, пожертвованную на личные карты.

Плюсы сборов через фонд: Ваши документы не начнут гулять по сети и не попадут в руки в недобросовестным людям, родители ребенка ограждены от контактов с непрошеными советчикам, хейтерами и мошенниками.

Если в фонд обращается серьезный жертвователь, желающий помощь непременно напрямую ребенку в обход фонда, фонд проверит правдивость намерений человека и проконтролирует, чтобы общение с условными родителями ребенка прошло безопасно. Еще важный момент скорее уже для жертвователя: фонд не давит на жалость, не преувеличивает трагичность ситуации, не сгущает краски, не играет на эмоциях жертвователей, также фонд гарантирует правдивость истории и отчитывается за строгое использование по назначению собранных средств.
А если жертвователь перечислил деньги кому-то на карточку в сети, то требовать отчета он не может, конечно, он может его попросить, но ничего не помешает эту просьбу проигнорировать или вовсе обмануть.
Увы, историю таких вот диких сборов на онкобольного ребенка и внезапного решения мамы съездить на море отдохнуть от стресса, «ведь Вася все равно умирает» я тоже знаю. И когда такое выплывает наружу, комьюнити неравнодушных граждан сотрясают скандалы, летят пух и перья, стрелы праведного гнева, но привлечь такого вот родственника, которому сорвало крышу от денег, чаще всего не получится. А со сбором через фонд такие фортели не пройдут. Если по этой или иной причине отпала необходимость в оплате лечения конкретного ребенка, собранные средства будут перераспределены на лечение другого подопечного фонда или, по решению жертвователя, возвращены обратно (но за 20 лет существования нашего фонда жертвователь лишь однажды попросил вернуть деньги, и мы их вернули).

Что могут сделать родители, чтобы ускорить сбор средств, за который взялся фонд?

Время от времени присылать в фонд новости о ходе лечения или интересных событиях в жизни ребенка, делать перепосты записей фонда в соцсетях и на различных форумах, где есть разделы по благотворительности. Были прекрасные кейсы, когда близкие больного ребенка даже находили компании, готовые сделать крупное пожертвование, но компаниям для оказания помощи, как правило, нужен благотворительный фонд, чтобы перечисленные средства квалифицировались как пожертвование.
И тут уж мы предоставляли все наши возможности: заключали официальный договор, принимали пожертвование, а после оказания помощи ребенку с благодарностью отчитывались перед компанией, и попробуй мы этого не сделать)) На страже целевого расходования стоит закон и наша репутация.

В моей ненаучной статье затронуты многие, хотя и не все аспекты дилеммы «самостоятельный сбор VS сбор через фонд», и нет однозначного ответа.
Ведь возможно и то и то, везде есть плюсы и минусы, например, есть сборы, за которые фонды по определению не может взяться (за сбор на проживание за границей на время лечения). А есть ситуации, когда мама одна с больным ребенком и нет никаких сил раскрутить эту сетевую «движуху». Не стану описывать механизм, а лишь вскользь упомяну о благотворительных «марафонах» — целых сетевых комьюнити людей, уже набивших руку на сетевых сборах, умело управляющих эмоциями аудитории, подсевшей на истории на грани и ловящей настоящий адреналин от участия в сборах средств на очередного ребенка. Мне неизвестно, чисто ли это волонтерская история или «сборщики пожертвований» договариваются с родителями об определенном проценте от сбора за труды, чьи в данном случае используются реквизиты и каков процент мошенничества в таких сборах. Когда-то я встречала такие сборы, когда проблемы детей закрывали с фантастической скоростью, вызывающей зависть. Но также встречала и отвратительные истории, когда такой «добровольный помощник» исчезал с радаров с кругленькой суммой, оставив с носом всех прочих участников, как и нуждающегося в помощи, так и его жертвователей.

Наш фонд не может похвастаться скоростью сборов, хотя и у нас случаются стремительные чудеса, но, разумеется, даже чисто технически нет никакой возможности повлиять на пожертвование, сделать так, чтобы оно исчезло. И это еще не все плюсы обращения в фонд, но о них мы расскажем в другой раз!

Хочу помочь