Берут ли фонды двадцать процентов с пожертвований?
«А вы замечательные благотворители не забываете свои 20% снимать с пожертвований?» — спросил меня читатель в телеграмм-канале.
Вопрос про 20 %, наверное, один из самых частых для любого фонда. Только что завершилась акция «Дети вместо цветов», и снова жертвователи справедливо интересуются, на что живут фонды.
Для начала дадим полную цитату пункта 3, статьи 16 закона о благотворительной деятельности:
«Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ».
Вопрос про «20 процентов» постоянно задают именно потому, что люди слышали, что «в законе это написано». Но на самом деле все выглядит немного иначе.
· Любое НКО по закону может потратить до 20 % от расходов фонда за год на административные расходы, при этом он может отдельно оплачивать труд людей, которые заняты в программах фонда.
Это означает, что фонд не «откусывает» от адресных пожертвований на помощь детям, взрослым или животным. Адресность пожертвования означает, что все деньги, переведенные на помощь конкретному человеку, идут на оплату лечения, реабилитации, покупке нужной ему коляски или ходунков, на оплату билетов на поезд, в экстренных случаях на ремонт дома или покупку продуктов. Фонды не раздают деньги, они оплачивают конкретную вещь, лечение, лекарства или реабилитацию по счету, выставленному фондом клиникой, продавцом ТСР, или транспортной компанией. Фонд просто не может заплатить за реабилитацию условного Васи Иванова на 20 процентов меньше, чем сумма, указанная в счете.
· У любого фонда есть возможность принимать пожертвования «на уставную деятельность». Такое пожертвование означает, что фонд самостоятельно может решать, что делать с этими деньгами.
Фонд «Адреса милосердия» не может потратить эти безадресные пожертвования на выезд сотрудников на отдых к морю и вот почему. Адресные сборы- лишь часть работы фонда. Иногда нужно срочно купить медицинское оборудование, лекарства или специальное питание человеку. Конечно, ему можно отказать в помощи, но у любого фонда есть постоянные подопечные, которым он помогает годами. Нельзя объяснить маме ребенка, который может есть только определенное питание, что «мы можем собрать на Дашу в год только 10 тысяч рублей, и этого хватит ей на неделю питания». Даша не может кушать одну неделю в году, не может ждать, пока мы откроем сбор и соберем новые 10 тысяч, а мы не можем поставить на сайт «бесконечный сбор». Во-первых, тогда у нас на сайте будут одни и те же люди. Во-вторых, у нас все-таки не фонд помощи постоянным просителям. Поэтому питание Даше, или лекарства для Виталия, которому пересадили сердце, мы оплачиваем как раз из пожертвований «на устав».
Фонд не может объявить сбор на картридж для принтера, скрепки, бумагу или аренду офиса, не может объявить сбор на оплату телефона или интернета, поэтому эти траты тоже оплачиваются за счет пожертвований на уставную деятельность.
И, конечно, сотрудники фонда получают зарплату. Очень небольшую, но получают. Пока мы не нашли спонсора, который жертвует на «зарплату сотрудникам», поэтому деньги выплачиваются людям из пожертвований на уставную деятельность. И, кстати, сотрудники любого фонда пока не научились обходиться без еды, одежды, лекарств. Им тоже нужно платить за квартиру и содержать семью. Так что мы не можем работать бесплатно, хотя у каждого могут быть какие-то подработки.
Так что ответ на вопрос: «Берут ли фонды 20 процентов с каждого пожертвования?». «Нет, не берут». Хотя какие то деньги на свою работу он тратят. Иначе он просто не сможет помогать людям.
Мы будем благодарны вам за поддержку нашей работы.
Мы призываем вас перейти по ссылке и подписаться на регулярное пожертвование.
А, если у вас прямо сейчас в руках телефон, отправьте СМС на номер 3434 со словом иди и суммой пожертвования (например, иди 100). Дождитесь ответной смски и подтвердите платеж.